Что такое имприматура?
Имприматура — это специальный термин, который применяется в изобразительном искусстве: разноцветная тонировка всей поверхности уже готового грунта белого цвета, которая вошла в практику художников Италии шестнадцатого века. Красочный и яркий эффект живописи прошлых лет складывается из некоторых красочных наслоений и грунта.
Таким образом, в этой живописи грунт имеет немаловажное значение. И оттенок должен подбираться сообразно с красочным и световым эффектом картины.
Для каждой задачи живописи подбирается специальный грунт, который ускоряет и значительным образом облегчает работу. Самым универсальным по оттенку является грунт светло-серого цвета нейтрального тона, так как он подходит абсолютно для всех красок — как холодных, так и холодных.
Картины с плоским широким цветом и контрастными красками требуют грунта белого цвета; та же живопись, в которой преобладают глубокие тени, — грунта темного цвета (Веласкес, Караваджо и др.).
Грунт светлых оттенков сообщает теплоту живописным краскам, которые нанесены на него, но лишает всей их глубины; грунт темных оттенков — придает ощущение глубины.
Чтобы обеспечить глубину теней на светлом грунте, действие грунта белого цвета на краски необходимо нейтрализовать темно-коричневой краской в необходимых участках.
Имприматурный раствор приготавливается из смеси трех частей скипидара, одной части краски и льняного масла. Должна получиться полностью прозрачная смесь масла.
Темные минералы, металлические краски не подойдут для имприматуры, они поглотят и затемнят все краски светлого оттенка, которые будут нанесены на них. Отлично подходят так же смеси с содержанием цинковых белил, светлые оттенки охры и другие подобные краски.
Так же вместо краски можно использовать то, что осталось на палитре после художественного сеанса. Этим можно сэкономить немного краски и затонировать холст для последующей работы.
Имприматура имеет свойство стабилизировать грунт холста, при этом он сохраняет эластичные свойства. Можно использовать также несколько имприматурных слоев, которые наложены друг на друга, в итоге грунт получится гораздо насыщеннее, а все краски на нем будут лучше схватываться.
Примеры применения
— Веронезе работал с серо-голубым и жемчужно-серым грунтом.
— Тинторетто применял за основу темный грунт — коричневый с шоколадным оттенком или серый.