Что такое шарж
«Шарж» — это не только нарисованное изображение с каким-нибудь длинным носом.
Это совокупность всех знаний о конкретном человеке, явлении, предмете, выраженная в их неположительных качествах через конкретное нарушение всех пропорций так, чтобы в конечном итоге постройка изображения была гармонична и стройна в своих искажениях.
Д. Моор был превосходным автором большого количества шаржей. Он полагал, что шарж — это выявление самого главного, клеймо истинной популярности. Шарж родственен эпиграмме и пародии: ими увлекались множество русских литераторов, а художники создавали собственные шаржи, впрочем, случалось и совсем наоборот.
Сам термин «шарж» произошел от французского «charger», то есть «преувеличивать», изображать кого-то или что-то при соблюдении всех внешних особенностей и сходства, но при этом преувеличивая и демонстрируя самые характерные признаки.
Шарж самоопределился в качестве самостоятельного жанра еще в девятнадцатом веке, когда появились так называемые «люди-головастики». В то время считалось очень смешным, если художник соединял туловище маленького размера с большой головой.
Творчестве О Домье смогло поднять это направление на совершенно новый уровень, он стал настоящим направлением искусства, так как смог продемонстрировать большое количество потаенных сторон человеческой натуры.
Политический шарж по сути своей не может быть «добрым», так как представителей власти постоянно можно в чем-то упрекнуть. Если дружеский шарж может быть воспринят с улыбкой и благодарностью к художнику, то политик постоянно «не прав» и все его поступки заслуживают насмешек лишь для пользы его собственной карьеры и общества.
Форма и качество политического шаржа менялись вместе с развитием графики и полиграфии. В настоящее время политический шарж — обязательный атрибут первых страниц крупных печатных новостных изданий и украшение многочисленных журналов.
Жанр шаржа требует огромного жизненного и художественного опыта. Если шарж нужен для широкой аудитории, то объект шаржа должен быть очень знаменит.
Это мастера культуры или политические деятели. Шарж зачастую вовсе не осмеивает, а освещает главного героя доброжелательной улыбкой, делает знаменитую личность ближе к народу.
В российской графике 1830-ых годов можно выделить рисунки Челищева. Очень занятен тот факт, что художник в своих творениях никогда не искажал человеческое лицо.