Глаз и свет
В 1874 тогда еще совсем неизвестный художник — Оскар Клод Моне предоставил на выставку сообщества анонимных живописцев картину, начальное название каковой — «Порт Навре».
Однако у нее есть заголовок- «Впечатление: Восход». Собственно этот заголовок картины, который вызвал бурю неодобрительных отзывов в прессе, дал наименование новому течению в живописи - импрессионизму, что с французского переводится — впечатление.
Сейчас, когда все битвы за новейшее искусство отшумели, каждый ценитель скажет, что картина пленяет зрителя атмосферой, светом и красками.
Установлено, что у Клода Моне зрение ухудшалось в течение всего его прожитого времени. Перемены зрения у Моне большинство специалистов, связывают с изменениями в его стиле изображения, хоть цель живописца всегда содержалась в передаче малых модуляций света, без тех или иных интерпретаций.
Но процесс перемены зрения и стиля письма знаменитого художника позволяет многочисленно узнать о болезни органов зрения.
На первый взор, падение зрения - признак старости, но это чувство обманчиво: аппараты зрения постоянно изменяются в течение всего жития человека.
Одна из причин изменения зрения, которое связано с возрастом — это влияние на глаза солнечного света. Моне стал первым, кто выбрал рисовать свои картины лишь на открытом воздухе, неважно, в какую погоду и неважно, в какое время года.
Видимо, потому уже в 27- летнем возрасте Моне почувствовал проблемы зрения. Он подметил, что зрение его падало после рабочего дня на свежем воздухе. Врачи порекомендовали ему писать картины в помещении. Чтобы уяснить, почему зрение ухудшалось, нужно понять то, как солнечный свет действует на глаза человека.
Не обращая внимание на плохое зрение, Моне попробовал осуществить мечту прошлых лет — огромные полотна, какими было бы переполнено все пространство изнутри комнаты, и на каких были бы изображены цветы и вода в полном их неуловимом ярком свете.
Но он не мог уже различать почти все цвета своих красок и в собственном выборе цвета рассчитывал на название, какое читал на этикетке тюбика. А после запоминал четкое расположение тюбиков на гамме. Он понимал, что почти все его картины были чересчур темными, потому часть их он уничтожил.
Как- то раз Моне сказал, что желал бы родиться слепым, а после прозреть для того, чтобы на полотне передать свои впечатления, не находясь под воздействием прошлого навыка.