И.В. Сталин и К.Е Ворошилов в Кремле
Президент Академии художеств СССР, крупнейший художник 30-х годов, Александр Герасимов, был личностью оригинальной, талантливой и самобытной.
Занимал он особняк у метро «Сокол» и из старой бани сделал пристройку, в которой работал. Само место побудило его написать монументальное полотно «Баня», которое иногда называют «Моющиеся бабы».
А. М. Герасимов не был заурядным «марателем холстов» — ученик К.Коровина и В.Серова, он написал немало прекрасных и известных картин «Портрет балерины Ольги Лепешинской», «Розы на веранде» и другие полотна, а его картина «После дождя» на протяжении десятилетий была иллюстрацией в учебниках по русскому языку. Но время требовало другой живописи.
Первые большие картины А. Герасимова на современную тематику появились на выставках Академии Художеств («Портрет Мичурина», «Комсомолка», и др.)
На юбилейной выставке в честь двадцатилетия РККА и ВМФ наибольшее внимание посетителей было привлечено к центральному залу, в котором были выставлена живопись, посвященная вождям партии и правительства.http://basegost.ru
На самом почетном месте в зале находилось монументальное полотно живописца, изображающее Сталина и Ворошилова на асфальтовой кремлевской дорожке.
Вожди смотрят, как на месте Храма Христа Спасителя возводится Дворец Советов, как растут величественные новостройки: громадный Дом Правительства, зашиваются в гранит берега Москвы-реки.
Герасимов был любимым живописцем И. Сталина. А его портреты вождя всех народов считались каноническими, т.е. исключительно по ним все остальные мастера советской живописи должны были изображать вождя.
В это время им написаны — «Иосиф Сталин и Максим Горький в Горках», «Ленин на трибуне», «Гимн Октябрю». В послевоенные годы написаны «Портреты старейших художников СССР», «Тегеранская конференция», «Иосиф Сталин возле гроба А.А. Жданова».
Последняя картина «Есть метро!» А.Герасимова была написана им, как и все предыдущие, в духе социалистического реализма.
После смерти Сталина, пришедший к власти Н.Хрущев, сместил художника со всех официальных постов, а его живопись приказал убрать с экспозиций в запасники музеев.
Тем не менее, полотно, изображающее И.В. Сталина и К.Е Ворошилова в Кремле" входит в сотню великих произведений искусства, наверное, потому, что оно олицетворяет эпоху — это было в истории страны и вычеркнуть из памяти, или переписать набело уже не получиться.