Испанская Герника Пабло Пикассо
В полном имени испанского художника Пабло Пикассо девяносто три буквы. Точно так же многообразно его творчество.
Можно не знать о «розовом» или «голубом» периодах его творчества, принимать или не принимать его произведения, но в 1947г. художник нарисовал белую голубку, которая является символом мира и известна каждому ребенку.
И очень многие знают или слышали о его знаменитой картине «Герника», которая была написана в 1937г. во времена гражданской войны в Испании.
Герника — это маленький городок, вблизи города Бильбао, с редчайшими памятниками древней испанской культуры.
Главной достопримечательностью городка был легендарный дуб («герникако арбола»), у подножия которого была провозглашена автономия, которую мадридский королевский двор даровал стране басков.
На протяжение нескольких столетий испанские монархи специально приезжали под крону дуба, чтобы дать клятву защищать и уважать независимость баскского народа.
Весной 37-го немецкие бомбардировщики полностью уничтожили Гернику и его пять тысяч жителей по личной просьбе Франко — в качестве психологического акта устрашения для остальных участников сопротивления.
Пикассо в Гернике никогда не бывал, но известие о гибели города, по воспоминаниям современников, потрясла его, как удар быка. Меньше чем за месяц живописец написал полотно колоссальных размеров — 3,5м высотой и 8м шириной.
Он работал, как сумасшедший по четырнадцать часов в сутки, казалось, что сюжетная линия картины была продумана им задолго до начала работы — конвульсивно искаженные фигуры мечутся по громадному черно-бело-серому холсту, что создает впечатление некой хаотичности. Однако композиция «Герники» точно и строго организована.
Главные образы картины — это мать с мертвым ребенком; поверженный всадник; растерзанная лошадь; женщина со светильником и бык. Катастрофа происходит в тесном замкнутом пространстве, из которого нет выхода. Художнику удалось почти невозможное — он изобразил чувства людей, переживших катастрофу — агония, гнев и отчаяние.
Картина вызвала неоднозначную реакцию критиков. Одни утверждали, что это худшее произведение Пикассо, другие — не видели художественной ценности произведения, третьи — называли пропагандистским плакатом. Но для борцов с фашистским режимом Франко она была символом боли, мести и гнева.
Бойцы республиканской армии сражались с врагом, неся, как знамена, репродукции «Герники».