«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
Слава настигла Архипа Куинджи сразу после демонстрации на публике его картин «Березовая роща» и «После дождя».
В середине 1880 года, разорвав отношения с передвижниками, художник работает над новым полотном. По Петербургу распространились слухи о небывалой красоте «Лунной ночи на Днепре».
Каждое воскресение на два часа художник открывает двери своей мастерской для всех желающих увидеть, еще неоконченное произведение. Многие известные меценаты и коллекционеры приценивались к картине, но ее за огромные, по тем временам, деньги, купил великий князь Константин Константинович.
После состоялся показ картины, который вызвал необычайный ажиотаж — персональная выставка художника, состоящая из одной небольшой по размерам картины, было событием необычным. Причем на картине не было необычного исторического сюжета, а был написан весьма скромный по размерам пейзаж.
Огромные очереди стояли на Б. Морской в Петербурге улице и нужно было ожидать несколько часов, что бы увидеть это удивительное произведение. Чтобы не было давки, зрителей впускали в зал небольшими группами.
«Лунная ночь» экспонировалась на стене одна.
Поскольку лучше всего эффект лунного сияния проявляется под искусственным освещением, А. Куинджи велел закрыть шторы в зале и направить на картину сфокусированный луч электрического света.
Зрители заходили в полумрак зала и, как зачарованные, останавливались перед холодным светом луны.
Перед зрителями открывается широкая, уходящая за горизонт, равнина, которая пересекается зеленоватой лентой реки, и практически сливается возле горизонта с темными небесами, покрытыми легкими облаками. Возникает ощущение, что вся природа умолкла, завороженная прекрасным сиянием ночного неба и вод Днепра.
Критиками того времени было высказано предположение, что художник использовал необычные краски и некие странные художественные приемы. Слухи о тайном художественном методе А.Куинджи бродили еще при жизни живописца.
Любой, кто хотя бы один раз видел картины художника, не колеблясь, скажет — Куинджи гений передачи ощущения пространства, самых незначительных нюансов световых и цветовых соотношений.
Публика, восхищенная иллюзией натурального лунного света, в «молитвенной тишине» стояла перед полотном, и когда уходила, во многих глазах были слезы.
Сам художник неоднократно говорил о том, что не припомнит, чтобы зрители столь продолжительное время стояли перед одной картиной.