МВЦ «Рабочий и колхозница»
Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» открылся в 2010 году, внутри нового постамента одноименной легендарной скульптурной композиции Веры Мухиной, которая является признанным шедевром мирового и советского модернизма очень популярного в начале XX века.
Она была выполнена на основе новых технологий, открытых известным советским ученым П.Н. Львовым. Стальная хромоникелевая оболочка, соединяемая путем сварки, навешивалась на многотонный каркас.
Скульптурная композиция была создана в 1937 году для советского павильона на Всемирной парижской выставке и «яростно смотрела в глаза» нахохлившемуся орлу, стоявшему на карнизе, располагавшегося напротив, павильона нацистской Германии.http://admapro.ru
В коллекции МВЦ хранятся документы, рассказывающие о том, что идеи скульптуры принадлежит архитектору выставочного павильона — Борису Иофану.
Его вдохновила пластическая тема античной статуи «Тираноборцы». Устремленные ввысь, руки с мечами заменили руками с мирными атрибутами, символами советского государства — серпом и молотом.
Тот факт, что авторство принадлежит только одному художнику — Иофану, подтвержден эскизами композиции, которые были выполнены в 1936 году для закрытого конкурса М.Г. Манизером, В.И. Мухиной и В.А. Андреевым.
С первого взгляда, все представленные варианты, похожи друг на друга — то же размещение двух фигур, те же устремленные ввысь руки. Однако, у авторов-мужчин фигуры уподоблялись совершенству античных богов, а у Мухиной в них клокотала огромная сила страсти и внутренней энергии.
После возвращения на родную землю, более семидесяти лет скульптурная композиция встречала посетителей ВСХВ — ВДНХ. Постамент, на котором она располагалась, был высотой всего 11 метров.
И Иофан, и Мухина всю свою жизнь боролись за возведение соответствующего по размерам постамента и за перенос композиции, в принципиальное для визуального восприятия городского пространства, место. Вера Мухина стремилась перенести своих «детей» на Ленинские горы.
При жизни скульпторов этого не произошло. Однако руководители современного постсоветского искусства памятник полюбили и часто обращались к нему для различных перфомансов.
В настоящее время скульптуру водрузили на постамент-павильон, который создан в соответствие с тем, который был спроектирован Борисом Иофаном для Всемирной выставки 1937 года.