Шедевр Йорданса вернулся в ГМИИ после реставрации
Шедевр фламандца Якоба Йорданса под названием «Сатир у крестьянина в гостях», написанный в 1622-ом году, вернулся на выставку ГМИИ имени Пушкина.
Любители искусства смогут насладиться красотой полотна в зале фламандского искусства 17-ого века, сообщает информационное агентство ИТАР-ТАСС.
«Полотно „Сатир у крестьянина в гостях“ — одно из основных произведений в художественной галерее музея имени Пушкина, — рассказал на пресс-конференции музейный директор Ирина Антонова. — В основе картины — ироничный и замысловатый сюжет знаменитой басни „Человек и сатир“.
Весьма интересно, как художник сочетал изображения крестьянина во всех его характеристиках и при этом смог сохранить размер фигур — как личностный, так и физический. Благодаря восстановлению, которое проводилось в течение одного года, специалисты смогли восстановить настоящий художественный облик картины, который соответствует авторскому замыслу.
Можно с уверенностью сказать, что все посетители увидят полотно таким, каким его создал мастер почти четыре сотни лет тому назад». Антонова также напомнила, что в музейную коллекцию работа попала в 1930-ые годы. До этого времени картина располагалась в Государственном Эрмитаже, для которого была куплена по наказу Екатерины Великой в 19-ом веке.
«Холст полотна состоит из пяти кусков — художник занимался так называемым „надставлением“ полотен», что увеличивало площадь холста, — пояснил информационному агентству управляющий Отдела искусств Старых мастеров В. Садков. — При этом основную часть картины от «надставки» отделяет несколько лет — это некая «подпись» художника, который никогда не подписывал свои произведения.
В процессе реставрационных работ полотно сняли со старого подрамника, был подведен реставрационный грунт в места потери авторского грунта для предотвращения осыпания и растрескивания слоя краски в самых уязвимых областях картины, где холсты друг с другом сшиты.
Профессиональные реставраторы произвели удаление поверхностных загрязнений, полотно было покрыто новым лаком, восстановлены небольшие участки, в которых был утрачен слой краски
По сообщению Вадима Садкова, в ходе исследования полотна выяснилась информация, что художник несколько раз дорабатывал произведение: вносил некоторые изменения в ракурсы, жесты и положение фигур — самого крестьянина, его ребенка и супруги, а также сатира.