Становление барокко
Барокко — это стиль искусства и архитектуры Европы семнадцатого и восемнадцатого столетий.
В различные времена термин «барокко» имел различное содержание. Изначально он носил немного оскорбительную окраску, подразумевая абсурд, нелепицу (вероятно этот термин восходит от португальского слова, который означает уродливую жемчужину).
В настоящий момент он используется в искусствоведческих работах для выявления стиля, который господствовал в искусстве Европы между рококо и маньеризмом, то есть примерно с 1600-ого года до начала восемнадцатого века. Барокко смог унаследовать от маньеризма глубокую эмоциональность и динамичность, а от Ренессанса — пышность и основательность: особенности обоих жанров гармонично слились в одно целое.
Самые яркие особенности Барокко — динамичность и броская цветистость — соответствовали апломбу и самоуверенности снова обретшей мощь римской церкви. За границами Италии Барокко смог пустить глубочайшие корни в католических государствах, а к примеру, на территории Великобритании его влияние было несущественным.
У самых истоков традиции этого стиля изобразительного искусства стоят два знаменитых художника из Италии — Карраччи и Караваджо, которые создали наиболее значимые работы в последние годы шестнадцатого века.
Для живописи Италии конца шестнадцатого века характера стилевая неопределенность и неестественность. Карраччи и Караваджо своим творчеством смогли вернуть ей выразительность и целостность.
Самыми значимыми и знаменитыми современниками Италии во времена зрелого барокко были талантливый художник Пьетро да Кортона и архитектор Борромини. Чуть позже работал Андреа дель Поццо; расписанный его рукой плафон церкви Сант-Иньяцио в Риме является самой настоящей кульминацией тенденции стиля барокко к помпезному совершенству.
В семнадцатом веке Рим являлся столицей мира в сфере искусства, привлекал мастеров со всей Европы, и искусство барокко получило распространение за пределами «вечного города». В каждом государстве искусство барокко всячески подпитывалось местной культурой и традициями.
В одних государствах оно получало экстравагантный характер, как, к примеру, в Латинской Америки и Испании, где получила широкое распространение методика архитектурного украшательства под названием чурригереско.
Искусство барокко поспособствовало формированию театральных эффектов, которые достигались при помощи освещения, эффектными декорациями и ложной перспективой.