Становление исторического жанра изобразительного искусства
Исторический жанр, один из самых главных направлений изобразительного искусства, который посвящен воспроизведению событий современности и прошлого, имеющих значение в плане истории.
Этот жанр довольно часто взаимодействует с другими художественными жанрами — бытовым, портретом, пейзажем и батальным жанром.
Развитие исторического жанра во многом связано с развитием некоторых исторических воззрений. Окончательно он сформировался со становлением различных научных взглядов на историю.
Зачатки исторического жанра изобразительного искусства восходят к символических древнеегипетским композициям, к мифическим древнегреческим образам, к повествовательным и документальным рельефам колонн и триумфальных арок Древнего Рима.
Собственно сам жанр начал формироваться в итальянском искусстве времени Возрождения — в историко-батальных произведениях Уччело, росписях и картонах Мантеньи на темы истории античного мира, которые трактованы в композициях знаменитого Леонардо да Винчи, Тинторетто, Тициана.
В семнадцатом-восемнадцатом веках в классицизме историческое направление изобразительного искусства выдвинулось на первый план, включив в свой состав мифологические, религиозные и исторические сюжеты; в рамках этого художественного направления оформились как типы аллегорической композиции, так и благородные картины, которые изображают геройские подвиги античного мира (Пуссен).
Поворотным моментом в становлении исторического жанра стали в семнадцатом веке произведения известного Д. Веласкеса, который внес в изображение исторического спора голландцев и испанцев глубочайшую объективность и гуманность.
В период с 1830 по 1840 годы получили также широкую популярность и исторические салонные композиции, которые сочетали в себе претенциозность с репрезентативностью, и небольшие бытовые и исторические картины, которые в конкретных подробностях воссоздавали «колорит той эпохи».
В середине девятнадцатого века с непосредственностью и свежестью этюда с натуры воскрешал нравы и характеры восемнадцатого века Я. Матейко в Польше и житель Венгрии М. Мункачи.
К концу девятнадцатого века в историческом жанре изобразительного искусства наметился резкий поворот к символической трактовке реальные образов истории, а в искусстве модерна и символизма — к ритмичной стилизации исторических монументальных композиций.