Становление натюрморта как самостоятельного жанра изобразительного искусства
Натюрморт — в переводе на русский язык с французского означает в буквальном смысле «мертвая натура», то есть что-либо неодушевленное.
В натюрморте живописцы изображают самые разнообразные предметы, которые постоянно встречаются в повседневной жизни. Это могут быть разнообразные бытовые предметы, к примеру, инструменты и посуда.
Или то, что предоставляет природа — цветы, фрукты и овощи. Довольно часто в натюрмортах можно увидеть и бытовые предметы , и даты природы.
В восемнадцатом веке натюрморт смог утвердиться в качестве самостоятельного жанра. В нем выразился интерес к действительному материальному миру, который зародился еще в «живописи вещей» Нидерландов начала пятнадцатого века.
Стадия становления этого искусства как жанра живописи осуществлялась в большом количестве западноевропейских государств. И в этом случае необходимо выделить голландских и фламандских художников, которые решили по-своему задачу передачи всего контраста собственных натюрмортов.
Натюрморт довольно не характерен для русской живописи восемнадцатого и даже девятнадцатого столетия. Развитие искусства начала девятнадцатого века было отмечено ростом интереса к жизни народа.
Среди художников первой половины девятнадцатого века Венецианов имеет особенно существенное место. Венецианов не пишет отдельно натюрморты, но применяет их в качестве дополнения к своим работам.
Натюрморты — это существенный раздел наследия Хруцкого. Талант этого мастера раскрылся с невероятной силой в этом направлении живописи, которое посвящено изображению овощей, фруктов и других предметов материального мира.
Именно в этом жанре изобразительного искусства Иван Хруцкий смог отыскать свои пути творчества, выразить в контрастных образах свою непоколебимую любовь к земной природе.
С течением веков этот жанр становился самостоятельным. Уже к конку девятнадцатого века в русской живописи происходит перестановка смысловых ориентиров. В 1970-ые годы тематика жизни народов объединила русских художников.
На смену этим талантливым мастерам, которые знамениты под именем «передвижники», приходит плеяда довольно молодых художников, в произведениях которых натюрморт занимает преимущественное положение.
Из художественных произведений этого времени можно выделить композицию Харламова под названием «Фрукты», Жуковского «Подснежники», а также Кончаловского «Хлебы на фоне подноса».