Жанры изобразительного искусства: бытовой
Бытовой жанр изобразительного искусства одно из основных направлений, которое посвящено изображению общественной и частной жизни человека.
Сцены бытового характера, знаменитые с давних пор (в восточных рельефах и росписях, в первобытном искусстве, вазописи Древней Греции, в средневековых фресках и разнообразных миниатюрах) выделились в особую разновидность жанра в эпоху становления на территории Европы буржуазного общества.
Предпосылки этому были уже в искусстве эпохи Возрождения, когда мастера художественного ремесла стали насыщать разнообразными бытовыми подробностями аллегорические и религиозные композиции (братья Лимбург во Франции, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах и т.д.); в начале пятнадцатого века бытовой жанр изобразительного искусства со временем обособлялся у граждан Венеции Я. Бассано, В. Карпаччо, у нидерландцев Луки Лейденского, К. Массейса, а в творчестве Брейгеля Старшего полотна повседневности служили для своеобразного выражения глубоких мировоззренческих мыслей.
В семнадцатом веке окончательно сформировавшийся жанр, утверждал быт как самое ценное и важное явление человеческой жизни.
Социально-критическое направление бытовой жанр приобрел благодаря гравюрам и картинам У. Хогарта, которые высмеивали нравы общества Англии того времени. В 16-18 столетиях бытовой жанр претерпевал расцвет и в искусстве азиатских стран — в миниатюрной живописи Индии и Ирана, в графике Японии, живописи Кореи.
На территории Европы девятнадцатого века бытовой жанр стал своеобразной площадкой социальной критики и общественно заостренной сатиры. Во второй половине девятнадцатого века французские художники и импрессионисты (Мане, Дега, Ренуар) утвердили новую разновидность жанровой картины, в которой пытались изобразить как бы непринужденный фрагмент из жизни, острую характерность самого облика действующих персонажей.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в искусстве символизма, постимпрессионизма, стиля модерн начала свое развитие новая стадия в развитии бытового жанра: сцены бытового характера трактуются временными символами, жизненное значение изображения уступает позиции живописной экспрессии, декоративно-монументальным задачам (Ходлер в Швейцарии, Мунк в Норвегии, Сезанн и Гоген во Франции и другие). Художников, которые работают в бытовой жанре, принято называть жанристами.